Амортизаторы не устанавливают на дорожные велосипеды. Они встречаются только на горных велосипедах, так как нужны для погашения вибраций.
Велосипеды с амортизационной вилкой называют «хардтейл» (от англ. Hard — жесткий и англ. Tail — задняя часть (буквально — хвост)). Конструкция такой вилки обычно состоит из «штанов» (широких труб, в которых расположен амортизатор) и «ног» (более узких труб, входящих в широкие трубы). Ноги и рулевую трубу соединяет корона вилки. Штаны для прочности соединяются между собой дополнительным элементом - «гориллой». Вилка с двумя коронами устанавливается в моделях велосипедов, где на передней вилке амортизаторы имеют большой ход. На «штанах» вилки обычно находятся крепления для обычных и дисковых тормозов.
Можно выбрать велосипед одновременно с задним и передним амортизатором. Такие велосипеды называют «двухподвесы». Используются те же механизмы для подвески (заднего амортизатора), что и на амортизационной вилке. Но такой вариант следует рассматривать, если предпочитаете экстремальную езду. В другом случае задний амортизатор будет вам только мешать, да и потратите на него хорошую сумму наличных. Часть ваших усилий при разгоне будет передаваться на задний амортизатор, а это не позволит набирать быстро скорость. Для того, чтобы от заднего колеса гасить вибрации, достаточно на седле иметь хорошие пружины.
Типы амортизаторов влияют на выбор велосипеда. Пружинные амортизаторы самые дешевые и простые, но недолговечные, так как со временем пружины теряют свои амортизационные свойства. В пружинные амортизаторы для более мягкой работы могут устанавливать демпферы из полимерных материалов (демпферы – это элементы, которые поглощают резонансные колебания). Но это тоже не идеальная система, так как при низких температурах полимеры теряют свои свойства. Также в роли демпфера и амортизатора может выступать воздух. В вилку он закачивается насосом – это самая легкая конструкция, но при больших нагрузках воздух может пропускаться. Лучшими амортизаторами считаются масляные: демпфер в них – это картриджи, заполненные маслом; могут использоваться как пружинные, так и воздушные амортизаторы. Масляно-воздушные или масляно-пружинные амортизаторы устойчивы к перепадам температур и большим нагрузкам, а также они самые долговечные. Но стоят они дорого от 150 у.е. Но если «деньги – это не проблема», то лучше выбрать велосипед, который имеет данный тип амортизаторов.
На хороших амортизаторах можно отрегулировать длину хода, плавность возврата/сжатия амортизатора, жесткость, а также при необходимости полностью блокировать.